Душевные боеприпасы фронту
Так образно и метко назвал Николай Тихонов, известный журналист, писатель и публицист, главную задачу фронтовых журналистов во время Великой Отечественной войны. События на фронте в первые месяцы после начала войны, а также начавшаяся активная антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированных территориях Советского Союза– все это потребовало незамедлительной и оперативной перестройки работы всей советской печати, поставила особые задачи перед отечественными журналистами– публицистами и писателями. Однако главной задачей являлись сами писательские и журналистские кадры. Ведь требовалось регулярное освещение военных событий на всех фронтах и оккупированных территориях, требовалась убедительная и талантливая агитационная пропагандистская работа среди бойцов и тружеников тыла средствами художественного слова. Для этого необходимы были опытные журналисты– публицисты, профессиональные мастера писательского дела. Эта проблема «оружия слова» решалась срочно и на самом высоком, государственном уровне. Вот что об этом пишет И.В.Кузнецов:

«Впервые в истории отечественных средств массовой информации в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей». [5;160].

Среди них были те, кто впоследствии составил цвет и гордость отечественной публицистики: К.Симонов, Я. Галан, Б. Горбатов, М.Шолохов, Н. Тихонов, И. Эренбург, А .Твардовский. Из их числа выходят лучшие военные корреспонденты. Так рождается уникальное явление в литературе: советский очерк периода Великой Отечественной войны. Уже 24 июня 1941 года на фронт ушли добровольцами такие писатели, как А.Твардовский (Юго-Западный фронт), Б.Горбатов (Южный фронт), Е.Долматовский (газета 6-й армии «Звезда Советов», К.Симонов (газета 3-й армии «Боевое знамя»).

9 августа 1941 года было оперативно принято Постановление ЦК ВКП (б) «О работе на фронте военных корреспондентов». В нем определялся статус и обязанности военных корреспондентов. Во-первых, все постоянные военные корреспонденты были зачислены к состав кадров Красной армии и Военно-морского флота. На них возлагалась обязанность обеспечения печати и радио текущей и оперативной информацией и материалами, освещающими следующие темы:

а) боевой опыт частей, бойцов и командиров Красной Армии в Отечественной войне Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков, опыт партийно-политической работы в частях Красной Армии;

б) содействие населения прифронтовой полосы боевым действиям частей Красной Армии;

в) чинимые немецко - фашистскими захватчиками зверства, грабежи, насилия над мирным населением оккупированных ими районов, истребление немцами советских военнопленных.

Определялась главная задача военных корреспондентов: «показ людей фронта– бойцов и командиров Красной Армии (Военно-морского флота), хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боя, их инициативы, военной сметки и хитрости в борьбе с врагом, их ненависти к немецко-фашистским захватчикам , стойкости, самоотверженности и дисциплины в выполнении приказов командования».

Очень четко определялись должностные обязанности корреспондентов в полевых условиях :

а) проявлять максимум личной инициативы в выполнении возложенных на него задач, постоянно находиться непосредственно в частях и соединениях Красной Армии, неустанно работать над повышением своей военной подготовки:

б) широко привлекать к участию в печати или радио бойцов, командиров и политработников Красной Армии;

в) строжайше хранить военную тайну;

г) всем своим поведением на фронте показывать образец дисциплины, смелости и неутомимости в работе, стойко и мужественное переносить все трудности и лишения фронтовой жизни, быть готовым в любую минуту к участию в бое, если этого потребует сложившаяся ситуация. [2]

Военные публицисты выполняли, таким образом, двойную задачу: во-первых, сами находились на фронте, участвовали в войне против фашистских захватчиков и во-вторых, рассказывали о военных событиях в своих публикациях–, своеобразие публицистики в условиях военного времени определяется именно этими условиями. К этому необходимо добавить , что публицистика военных лет стала мощнейшим агитационным средством патриотического воспитания. При этом журналистская фактографическая точность сочеталась с эмоциональным восприятием и личной оценкой этих фактов. Публикация должна была быть свежей, остро актуальной, искренне и горячо написанной ( а это получается, если сам видел, сам пережил, сам участвовал). Основными жанрами военной публицистики стали репортаж, очерк, фельетон. При этом форма публикаций стремилась к предельной краткости, выразительности художественных средств, яркой образности. Даже таким традиционным газетным жанрам, как очерк, корреспонденция, статья придавались качества высокой художественной прозы. Этот непростой комплекс профессиональных задач, поставленных руководством страны перед отечественными мастерами культуры и слова, выполнялся на очень высоком художественном уровне. Прославленными мастерами военной публицистики стали в жанре очерка К.Симонов, Б.Горбатов, Н.Тихонов, А.Толстой, А.Фадеев, М.Шолохов. В системе жанров военной публицистики выделяется и памфлетистика И.Эренбурга, Я. Галана.

Практически в каждую военную публикацию , независимо от ее конкретного содержания, «встраивался» какой-то реальный военный эпизод, напоминающий моментальную фотографию, потрясающий предельной силой и выразительностью зарисовки и навсегда остающийся в памяти. Как правило, этот кадр сопровождался авторским комментарием. Вот, например, эпизод, включенный в очерк К.Симонова «На старой Смоленской дороге», опубликованный в газете «Красная звезда» 17 марта 1943 года. Немолодой сапер, разминировавший освобожденные от оккупантов территории Смоленщины, долго смотрел на убитую женщину с ребенком. «Потом, ни к кому не обращаясь, поправив на плече винтовку, сказал глуховатым простуженным голосом:

– Ребеночка не пожалели.

Автор комментирует сцену: «Он больше ничего не прибавляет к этим словам– ни ругательств, ни крика негодования, ничего. Но за словами его чувствуется тяжелое, навсегда созревшее у него решение: не пожалеть их–тех, которые не пожалели» [8; 156].

«Встроенный» эпизод может быть не столь конкретным, символическим, но смысл его так же понятен и воздействие не менее огромно. М.Шолохов

включает такой эпизод во фронтовую корреспонденцию «На пути к фронту»:

«На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома. Среди вытоптанной картофельной ботвы. Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти, и кажется, что подсолнечник, слегка покачивающийся от ветра – единственное живое создание природы на этом кладбище» [9; 95].

Образ чудом уцелевшего цветка подсолнечника становится символом непобедимости живой жизни. Вера в конечную победу жизни над уничтожением и смертью была до предела искренней и передавалась читателям– бойцам на фронте, партизанам в глухих лесах Брянщины и Смоленщины, труженикам тыла, которые от мала до велика по шестнадцать часов стояли у станков, под лозунгом: «все для фронта, все для победы».

Одухотворенные этой верой публикации военных корреспондентов были предельно эффективными и действенными. Маршал И.Х. Баграмян сказал о памфлетах и статьях Эренбурга: «были действеннее автомата» [5;17]

Известны были случаи, когда , что партизаны в тылу врага обменивали пистолет на пачку вырезок статей И.Эренбурга, который, по словам А.Верта, «проявил гениальную способность перелагать жгучую ненависть всей России к немцам на язык едкой, вдохновляющей прозы, интуитивно уловил чувства, какие испытывали простые советские люди» [4;295].

Патриотизм высочайшего накала, яростной силы –основное качество всех военных публикаций, где он принимает особый характер жгучей ненависти к захватчикам и полной готовности пожертвовать своей жизнью ради освобождения отечества. В знаменитом очерке М.А.Шолохова «Наука ненависти», опубликованном в газете «Правда» 22 июня 1942 года, герой, военнопленный, не предавший родину, несмотря ни на какие муки, так выражает эту особенность :

«Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие , и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков» [9; 95].

Среди военных очерковых корреспонденций были такие, которые монтировались в единое целое из ряда ослепляюще ярких эпизодов. Назовем среди таких публикаций «Письма к товарищу» Б.Л.Горбатова (1908–1954). [1] «Письма к товарищу» (1941—1944), по оценке К. М. Симонова, «вершина публицистики военных лет». Это своеобразный цикл , подчиненный единой теме и проблеме, но составленный из различных по содержанию эпизодов фронтовой реальности. Проблема этих «писем»– единая для всей военной публицистики: победить врага любой ценой, не считаясь с собственной жизнью. Горбатов выбирает особый жанр, необычный для военной публицистики – эпистолярный, пишет в форме писем «к другу», которого он называет не по имени, а как соратника, как это было принято в советском обществе: «Товарищ». Собственно, эпистолярный жанр известен с античных времен, но эти письма совершенно особые, необычные. Цикл писем Горбатова– новая форма агитационной военной публицистики. Здесь не частные письма, хотя и обращены они к «товарищу». Под этим обращением не скрывается конкретный человек. В советское время «товарищ» традиционное обращение к любому и каждому члену социалистического единого коллектива. Это доверительное обращение к единомышленнику, разделяющему убеждения, имеющему ту же шкалу нравственных ценностей, следовательно, так же, как и сам автор, сражающему на фронте или работающему в тылу для фронта. Горбатов начинает так каждое свое «письмо» , художественно точное , очень емкое обращение придавало этим письмам особый статус– их действительно читали все, с нетерпением ожидал каждый, как будто именно ему они были посланы близким и мужественным человеком, его другом. Сразу вслед за этим обращением автор объявляет тему очередного письма:


[1] Б.Л.Горбатов ((2 (15) июля 1908 года20 января 1954 года). Родился на Петромарьевском руднике (ныне город Первомайск Луганской области Украины. Работал учеником строгальщика на Краматорский завод в Донбассе, затем стал рабкором. Дебютировал в 1922 году рассказом «Сытые и голодные», который был напечатан в губернской газете «Всесоюзная кочегарка», после чего был приглашён в эту газету журналистом. Один из создателей Объединения пролетарских писателей Донбасса «Забой». Как его представитель вошёл в руководство ВАПП и в 1926 году переселился в Москву. В 1930-х был корреспондентом газеты «Правда» в Арктике. Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом.. Секретарь СП СССР. Депутат ВС РСФСР с 1946 года. Член ВКП(б) с 1930 года. Входил в художественный совет Министерства кинематографии..


«Товарищ! Сейчас нам прочитали приказ: с рассветом –бой. Семь часов осталось до рассвета… Когда-нибудь буду вспоминать я и сегодняшнюю ночь, ночь на 30 октября 1941 года… И так же, как я, миллионы бойцов, от Северного Ледовитого океана до Черного моря, лежали в эту ночь на осенней, жухлым листом покрытой земле, ждали рассвета и боя и думали о жизни, о смерти о своей судьбе»….

Товарищ!

Очень хочется жить. Жить, дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Но не всякой жизнью хочу я жить, не на всякую жизнь согласен…

А не согласен писатель–патриот на жизнь рабскую. Не случайно его книга военных рассказов называлась «Непокоренные».

«Письма товарищу » отличает агитационная наглядность и доступность приводимых примеров и образов. Вот автор рассказывает, как согнулся после пребывания в плену солдат, которому удалось вырваться и приползти к своим. Сочувствие к нему, испытавшему муки и унижение, совмещается с чувством ненависти и протеста:

«Всего полтора месяца прожил этот человек под властью врага, а спина его согнулась. Словно хребет ему переломали. Словно все полтора месяца ходил он, кланяясь, извиваясь, вздрагивая всей спиной в ожидании удара. Это была спина подневольного человека, это была спина раба… Вот когда увидел я, с последней ясностью увидел, что несет мне фашизм: жизнь с переломленной, покоренной спиной…». [4; 67]

В этих «фронтовых письмах» выражено чувство коллективизма и в то же время чувство личной причастности к событиям и личной ответственности за их исход. Из них черпали силу и надежду. И автор не обманывал этих ожиданий, включая в каждое письмо яркий эпизод, нестандартную ситуации, а главное, давая мощнейший заряд уверенности в победе, бодрости и высокого патриотизма. Б.Горбатов преследует при этом идеологическую задачу: морально поддержать, показать на конкретных и правдивых примерах , каким должен быть советский человек на войне. И каким не должен. В случае военной публицистики идеологическая заданность литературы социалистического реализма была волне уместна, соответствовала личным убеждениям военных корреспондентов –бойцов действующего фронта. Вот, например, эпизод расстрела дезертира Антона Чувырина, один из самых потрясающих в этих «письмах». Как положено корреспонденции, без всяких вступлений, автор излагает суть дела, точно определяя что, где и когда случилось, называя участников события. Здесь это рота солдат и бывший боец этой роты, ставший дезертиром:

«Сегодня днем мы расстреляли Антона Чувырина, бойца третьей роты... Он стоял перед нами с руками за спиной, в шинели без ремня, жалкий трус, предатель, дезертир, глаза его подло бегали по сторонам, нам в глаза не глядели. Он нас боялся, товарищ. Ведь это он нас предал». [4; 65]

Автор пишет резкими, короткими ,информационно предельно насыщенными фразами, но, в отличие от стандартной информационной корреспонденции, присутствует прямая авторская оценка события, очень эмоциональная и непримиримая:

«Вот он лежит в бурьяне, Антон Проклятый– человек, сам оторвавший себя от Родины в грозный для нее час. .. А мы проходим мимо, поротно, железным шагом. Проходим не глядя, не жалея. С рассветом пойдем в бой. В штыки, будем драться, жизни своей не щадя, может, умрем. Но никто не скажет о нас, что мы струсили, что шкура наша была нам дороже Отчизны».

[Правда 1942.17 ноября].

Агитационный характер этих «писем» очевиден. Как агитки 20-х годов, как публикации В. Маяковского в Окнах РОСТА, они рассчитаны на мгновенный отклик сердца и разума, на ответ действием с оружием в руках:

«И когда мы победим, мы каждого спросим: что ты для победы сделал? Мы ничего не забудем! Мы никого не простим!»

Б.Горбатов пишет нарочито просто, рассчитывая на понимание «своего» читателя, своего «товарища», однако его публицистический талант помогает найти убедительные слова и примеры, взволновать сердце, разбудить разум каждого патриота. Он находит такие аргументы, которые понятны всем.



Писатель, сам мужественно сражавшийся на Южном фронте, имеющий

боевые награды [1] , дошедший до Берлина, в разгар страшной войны дает клятву своему «товарищу»– своим читателям– фронтовикам и труженикам тыла:

«Над родной донецкой степью встает солнце. Солнце боя. Под его лучами я торжественно клянусь тебе, товарищ! Я не дрогну в бою! Раненый– не уйду из строя. Окруженный врагами– не сдамся. Нет в моем сердце сейчас ни страха, ни смятения, ни жалости к врагу– только ненависть, лютая ненависть. Сердце жжет. Это наш смертный бой.

Иду»[4 72].



Можно сделать заключение: в годы Великой Отечественной войны родилось уникальное литературно-общественное явление– публицистика военных корреспондентов, выполнявшая общественную задачу государственной важности –поддержать моральную стойкость воинов и тружеников тыла, придать уверенность в победе, напомнить о самом важном долге патриота–защитить свою землю, свое государство и свой народ. Яркая образность, выразительная плакатность образов, доступность и эмоциональность языка – придавали лучшим образцам военного очерка, фельетона, корреспонденции непреходящую идейно-художественную силу.


Список использованной литературы

О создании и задачах советского информационного бюро. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 24 июня 1941г.
1. О работе на фронте специальных корреспондентов. Постановление ЦК ВКП(б) 9 августа 1941г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды.
2. Верт А. Россия в войне 1941–1945.– М., 1967.
3. Горбатов Б. Письма к товарищу: Родина // Непокоренные.–1984.
4. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики.–2-е изд.–М., Флинта: Наука, 2003.–640с.
5. Попов Н., Горохов Н. Советская военная печать в годы ВОВ 1941–1945.– М., 1981.
6. Публицистика Великой отечественной войны и черных послевоенных лет.– М., 1985.
7. Симонов К. , Эренбург И. В одной газете. Репортажи и статьи. 1941–1945.– М., 1979.С.17.
8. Шолохов М.А. Собр соч. В 8т. Т.8.– М., 1975.
Васильчикова Т.Н.




Made on
Tilda